Статьи
15 февраля 2016

Новые правила получения водительских прав

Новые правила получения водительских прав
В октябре прошлого года приказом МВД России  был утвержден  административный регламент по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. Он предусматривает  дополнительные вопросы по теории, новые упражнения на площадке, замер времени их исполнения, а также сроки, отведенные на все эти процедуры. Теперь этот регламент  должно зарегистрировать министерство юстиции, после чего он  станет реальностью.

Глава МВД России Владимир Колокольцев подписал приказ, который утверждает регламент приема экзамена на получение водительских прав. В настоящее время данный документ готовится к отправке в министерство юстиции на регистрацию. Данный документ ожидали давно. Дело в том, что в стране изменились программы подготовки водителей – количество часов обучения возросло почти в полтора раза, изменился порядок обучения водителей, к новому порядку появились новые требования. А вот сам прием экзаменов в ГИБДД оставался на прежнем уровне. То есть экзамены принимались на основании прежних действующих приказов МВД, которые не совсем подходили под новые стандарты подготовки водителей. Необходимость изменения правил подготовки водителей вызвано большим количеством аварий с участием неопытных водителей. Только за 9 месяцев 2015 года произошло около 13,5 тысяч аварий с участием водителей, стаж вождения которых менее 2 лет. В результате этих аварий погибли 1,5 тысячи человек. 930 из этих водителей управляли автомобилем в нетрезвом состоянии. 300 — отказались от медицинского освидетельствования. Необходимость в установлении жестких и строгих правил приема экзаменов уже назрела. Теперь соответствующий документ подписан министром и в ближайшее время будет направлен на регистрацию. После того как документ будет зарегистрирован, кандидатам в водители будет намного сложнее получить водительские удостоверения. В целом прием экзаменов изменится не так значительно, как планировалось ранее.

Организационные моменты

Обращаем ваше внимание на то, что изменилась не только материальная составляющая вопроса получения прав категории «В». ГИБДД запретило сдавать экзамен тем, кто не посещал занятия в автошколе. Теперь без специального допуска, который выдаётся этим учебным заведением, дорога на экзамен в Инспекции для вас закрыта.
Суть нововведения такова: вы можете учиться самостоятельно, если не имеете возможности посещать занятия, но при этом вам всё равно придётся пройти аттестацию в автошколе. Поэтому лучше всё-таки пройти курс обучения. Обычно это занимает 3,5 месяца.
Изменения в законе коснулись и самих автошкол. Согласно новым требованиям, площадь автодрома должна быть не меньше 0,24 га. А это ни много ни мало – половина футбольного поля. Содержание такого автодрома обходится не дёшево, что естественно влияет на стоимость обучения. А мелкие учебные центры вовсе не смогут пройти аккредитацию, потому что автошколы обязали вкладывать значительные средства в учебное оборудование.
Новый регламент также установит четкое время на проведение всех процедур. С момента подачи заявления гражданином до получения прав должно пройти не более 2 часов 10 минут, если речь идет о категориях A и М (мопеды). Дополнительный час (3 часа 10 минут) нужен будет для получающих права категорий B, C, D и Е.
Присутствуют и положительные моменты реформы. Во-первых, сдавать экзамен по вождения теперь можно на автомобиле с автоматической коробкой передач. При этом в правах будет стоять специальная метка, и разрешения на вождения транспортного средства с «механикой» у вас не будет. Во-вторых, сдавать экзамен можно не только по месту прописки, но и в любом городе России.

Порядок приема экзаменов

Теория. Сегодня, чтобы сдать теорию, нужно дать правильные ответы на 18 вопросов из 20 (допускается всего две ошибки). По новой схеме после каждого промаха нужно будут ответить еще на пять дополнительных вопросов из того же тематического блока

Практика на автодроме. Что касается экзамена на площадке, то теперь для получения прав категории B экзаменатор будет назначать не три варианта упражнений, а пять. Список возможных тестов, которые могут достаться водителям, расширен с 10 до 17. Среди новых упражнений, к примеру, «Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров», «Парковка задним ходом и выезд с парковочного места». Для категории А (мотоциклы) вводится новое упражнение «Скоростное маневрирование», во время которого нужно на 80-метровом участке объехать пять конусов (на выполнение дается не более 25 секунд).
С учетом изменений законодательства в области безопасности дорожного движения изменился перечень ошибок, оцениваемых экзаменатором при проведении практического экзамена в условиях дорожного движения. Таблица баллов за различные нарушения была скорректирована с учетом предложений профессионального сообщества. На любой из экзаменов регламентом отводится не более одного часа. В среднем: 20 минут - на подготовку, 30 минут - на выполнение заданий и 10 минут - на оформление результата.
У каждого госинспектора экзаменационного подразделения имеется в соответствии с приказом МВД секундомер. При этом в спорных ситуациях время выполнения упражнения может быть проверено по записям аудио- и видеорегистраторов, установленных в экзаменационной машине. А на автоматизированных автодромах время фиксируется автоматикой.

Вождение в городских условиях. Принцип проведения экзамена в городе не изменился: экзаменуемый получает 5, 3 или 1 балл за каждую ошибку в зависимости от типа нарушения (грубое, среднее или мелкое); при 5 набранных баллах экзамен считается несданным. А вот сама балльная система в новом регламенте ужесточается. Если, к примеру, водитель проигнорировал требование экзаменатора развернуться на ближайшем перекрестке, то это будет считаться грубым нарушением, за это начислят 5 баллов (экзамен сочтут несданным). Если гражданин забыл пристегнуться ремнем безопасности, за это начислят 3 балла. Если при старте с места заглох двигатель, то за это дадут 1 балл (сейчас это вообще не считается нарушением). На самом учебном маршруте к девяти существующим заданиям добавились «Разворот за пределами перекрестка» и «Проезд железнодорожного переезда».

Материальная сторона вопроса

Еще совсем недавно будущий водитель для того, чтобы сдать экзамен  ГИБДД, уплачивал государственную пошлину в размере 800 рублей. Совсем недавно был разработан и вступил в силу новый законопроект. Это существенно ударило по карману желающих получить права. Теперь они должны оплачивать отдельно прохождение каждого из этапов экзамена. Помимо этого, как и раньше, отдельно оплачивается пересдача, если вам не удастся сдать экзамен с первого раза.
За то, чтобы вас допустили к теоретическому экзамену, нужно внести в казну 1000 рублей. Стоимость экзамена на автодроме составляет 1500 рублей. Чтобы у вас приняли экзамен вождения по городу, придется расстаться ещё с 2000 рублей. При помощи несложных подсчётов можно понять, что сумма получается внушительная. Поэтому обязательно интересуйтесь в автошколе, входит ли оплата экзаменов в ГИБДД в стоимость обучения. 

Изменения Водительского удостоверения

Согласно приказу МВД, изменится и внешний вид выдаваемых прав. Там теперь будут проставлять специальные отметки, если у водителя есть какие-то ограничения к управлению машиной. Отметка МС будет означать, что гражданин имеет право ездить на автомобиле только с ручным управлением (из-за инвалидности), АТ — на машине с автоматической коробкой передач. Отметка GCL означает, что водитель имеет право садиться за руль только в очках или коррекционных линзах, HA/CF — со слуховым аппаратом.

Особенности пересдачи экзамена на вождение

В ситуации, если один из этапов экзамена не был сдан трижды подряд, следующая попытка пересдачи возможна через один месяц.
Сегодня существует возможность купить права. Стоит заметить, что такие действия являются противозаконными, а купленные документы не имеют юридической силы. Приобретение водительского удостоверения представляет собой опасность для всех участников дорожного движения. Также стоимость документа у мошенников превышает сумму 50 тысяч рублей.
В случае обнаружения использования поддельных прав, водителю грозит уголовная ответственность, штраф и лишения права управлять транспортным средством в течение нескольких лет.
С учетом замечаний Минэкономразвития России установлены предельные сроки предоставления этой государственной услуги. Например, для тех, кто сдает экзамены на категорию «А», «М» или подкатегорию «А1», на все про все с момента подачи заявления и до получения прав при условии успешной сдачи всех экзаменов с первой попытки отводится 15 рабочих дней. Для всех автомобильных категорий - месяц.
В целом происходящие изменения законодательства, такие как введение профессионального обучения, исключение самоподготовки, установление требований к учебно-материальной базе автошкол, наличия водительского удостоверения у водителей мопедов положительно сказывается на состоянии безопасности дорожного движения. И в первую очередь с начинающими водителями, имеющими стаж управления транспортными средствами менее двух лет.
АВТОжурнал №06 (310) АПРЕЛЬ-МАЙ 2018